Новости

К вам едет ревизор: что такое аудиторская проверка и почему ее не стоит бояться

К вам едет ревизор: что такое аудиторская проверка и почему ее не стоит бояться

18 мая 2022

Насколько бы успешным не был бизнес, всегда есть, к чему стремиться. А для реализации своих стремлений необходимо грамотно оценивать текущее состояние дел. Мало создать бизнес, его еще нужно уметь контролировать.

Посмотреть на свой бизнес критически, оценить эффективность работы отделов и собственную эффективность, устроить проверку, которая вскроет неприятные факты, — это прежде всего тест на готовность взять на себя ответственность за ошибки и погрешности в управлении.

Хороший предприниматель готов брать ответственность ради достижения большего результата. И ему известно важное правило: ошибка может стоить дорого, но ее игнорирование способно разрушить бизнес. Поэтому опытные предприниматели признают значимость аудиторской проверки бизнеса.

Три химеры аудиторских проверок

Есть факторы, которые могут угрожать стабильности предприятия.

Непрофессионализм сотрудников

Будучи в первую очередь механизмом выявления ошибок, аудиторская проверка способна обнажить недостатки в ведении бухгалтерского учета. И, пожалуй, это наиболее болезненный для восприятия пункт.

Аудиторы могут вскрыть факты мошенничества в бухгалтерии или некомпетентность работы отдела. Сталкиваться с непрофессионализмом сотрудников, умышленным или нет, всегда неприятно, но в бизнесе невозможно сделать вид, что ты ничего не видишь. Поэтому чем раньше подобные проблемы обнаружатся, тем больше шансов устранить их с наименьшими для предприятия потерями.

Случаев мошенничества в бухгалтерских отделах гораздо меньше, чем ситуаций, связанных с банальной некомпетентностью людей. Например, во время аудиторской проверки может оказаться, что предприятию полагается льгота по уплате страховых взносов, которой оно не пользовалось.

У нас был заказчик, переплативший в казну государства 13 млн руб. Можете себе представить? Он мог вложить эти деньги на развитие бизнеса, но отдал на налоги, просто потому что не знал о существующей льготе. А ведь у него в штате есть для этого специальные люди. Хорошо, что это обнаружилось вовремя, и часть денег получилось компенсировать.

Инвестиционная непривлекательность бизнеса

Еще одна химера, которую можно обнаружить во время аудита, — это инвестиционная непривлекательность бизнеса. На этапе, когда вы планируете развивать свое дело за счет привлечения инвестиционных средств, одна из ключевых задач состоит в том, чтобы убедить инвестора в надежности вашего предприятия. В качестве подтверждения надежности инвестор иногда требует проведения аудита.

И здесь могут возникнуть две проблемы:

1. Обнаружится, что срок окупаемости вложений для инвестора значительно выше, чем вы планировали изначально из-за обнаруженных проблем с ведением финансового учета. В таком случае, не только ваш проект выглядит неубедительно, но и вы сами несете репутационные потери: инвестор может не вернуться, даже когда ситуация с бухучетом улучшится.

2. Другая, еще более неприятная проблема, заключается в необходимости полного отказа от амбициозных планов на какое-то время, если в процессе проверки обнаружатся существенные недостатки в управлении бизнесом. Чтобы избежать подобных неожиданностей, аудиторы призывают провести добровольную внешнюю проверку еще до того, как вы предприняли серьезные усилия по поиску инвестиций.

Убедитесь, что ваш бизнес здоров, что он надежен. Это касается привлечения не только коммерческого капитала со стороны, но и государственных денег. Претендовать на государственный грант, не будучи уверенным, что деньги будут использованы целевым образом, — очень рискованная затея.

Бизнес «с последствиями»

Качественный аудит может выявить проблемы у предприятий, которые находятся на этапе продажи. Перед заключением договора о передаче бизнеса новому владельцу стоит убедиться, что фактическое состояние бизнеса соответствует заявленному.

Дело в том, что на практике новый собственник часто устраивает аудиторскую проверку уже после заключения договора о покупке. И если по результатам обнаружится, что состояние бизнеса не соответствует заявленному при продаже, он имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке, потребовать возврата средств и даже компенсации за понесенные потери. Это огромный риск.

Аудиторская проверка — это не просто прихоть недоверчивого руководителя, который подозревает сотрудников в отмывании средств. Это многофакторная необходимость, которая защищает от рисков и лишних растрат.

Аудиторскую проверку следует проводить как минимум раз в год, чтобы убедиться в реальном состоянии дел. Но особенно важно проводить ее в те периоды, когда ваш бизнес стоит на пороге существенных изменений, как, например, привлечение инвестиций или смена владельца. Это поможет своевременно обнаружить возможные проблемы и выиграть время на их исправление. А в бизнесе, как известно, время — деньги.

Мария Гайнутдинова, эксперт по налогообложению, ООО GOYA Consulting